Техническое обследование металлических труб является обязательным процессом, согласно российскому законодательству. Помимо этого, своевременное обнаружение неполадок и дефектов убережет сотрудников опасного производства от аварий и катастроф техногенного характера.
Исследование состояния безопасности металлических труб на опасном производстве осуществляется экспертными организациями, имеющие на это лицензию. Вы можете проверить, есть ли у компании сертификации, поскольку такой документ выдается государственными структурами.
Техническое исследование труб из металла может быть спланированным и внеплановым. Спланированное исследование безопасности проводится спустя двенадцать месяцев после запуска в эксплуатирование и затем каждые пять лет.
Внеплановые диагностики состояния металлических труб проводятся сторонней организацией при наличии следующих обстоятельств:
- Выявлена сквозная поврежденность внутренних, отводящих газ элементов, и их намокание со стороны межтрубной области.
- Разрушилась укладка трубы, глубиной больше 15 процентов сечения стены на области больше одной восьмой площади ствола.
- Откололось либо расслоилось защищающее покрытие бетона с выгибанием элементов армирования более тридцати миллиметров на фрагментах больше метра по окружности.
- Появились трещинки, раскрытые больше чем пять миллиметров либо отслаивание защищающей поверхности бетона на площади больше чем десять процентов отдельного сегмента бетонирования.
- Отклонилась ось ствола больше допустимых параметров.
- Произошла аварийная ситуация, обусловленная нагрузками на сооружение (увеличился температурный режим газа, произошел выхлоп и тому подобное).
- Разрушился оголовок из кирпича.
- Стена частично разрушена по периметру более метра.
- Обрушивание стен-разделителей.
- Систематично намокают или обледеняются внешние поверхности ствола.
- Появление прогара во внутренней части трубы.
- Принятие решения о консервации.
- Оценка нуждаемости в реконструкторских мероприятиях.
- Перед запуском в эксплуатирование после расконсервации.
- Получение заключения экспертной группы по ликвидации нарушений и повреждений.
Самой главной целью обследования, как спланированного, так и внепланового, является поиск дефектности и поврежденности фрагментов конструкции.
Какие бывают дефекты и повреждения металлических труб?
Дефекты – это погрешность допустимых норм качества, формы и размера сооружения, которые возникли при производстве или конструировании. Все дефекты делятся на внешние (их можно увидеть) и внутренние (незаметны при визуальном исследовании). Повреждения, полученные при изготовлении, требуется ликвидировать прежде, чем происходит запуск в эксплуатирование металлической трубы, а дефекты при конструировании – до приема в эксплуатирование.
Повреждения – это погрешность норм качества и формы, которые возникли вследствие эксплуатирования. Они образуются в результате воздействия механических, химических и природных факторов.
Например, повреждения труб из металла, появившиеся из-за физических факторов возникают из-за несоответствия действительных условий эксплуатирования расчетным. Они имеют форму локального разрушения (трещинки, сколы, разрыв и тому подобное). Это может привести к значительным деформационным процессам (искривление ствола трубы, несущей конструкции, осадка основания и тому подобное).
Повреждения, вызванные химическими факторами, считаются самыми опасными. Влияние агрессивной среды на металл способствует образованию коррозии и быстрому разрушению.
В технических регламентах используется обозначение для классифицирования дефектности и поврежденности труб из металла:
- A – дефектность и поврежденность несущих конструкций трубы. Представляют опасность обрушения.
- Б — дефектность и поврежденность конструкции, которые не вызывают серьезные опасения обрушений, но могут значительно повлиять на безопасность эксплуатирования других систем.
- В – дефектность и поврежденность местного характера, никак не влияющие на разрушаемость несущих фрагментов сооружения.
На основании категоризации опасности дефектности и поврежденности, техническое состояние труб классифицируется:
- Исправно – все фрагменты соответствуют нормам.
- Работоспособное – удовлетворительное состояние сооружения, при котором можно эксплуатировать объект, но существуют малозначительные погрешности допустимых параметров.
- Ограничение работоспособности – эксплуатирование возможно при создании специфических условий, нагрузок и контроля за безопасностью. При этом состоянии необходимо разработать мероприятия по ликвидации деформаций.
- Неработоспособное – без проведения ремонтно-монтажных мероприятий нельзя эксплуатировать конструкцию, в связи с серьезными повреждениями несущих элементов.
- Предельное состояние – эксплуатирование невозможно, а ремонтно-монтажные мероприятия по восстановлению эксплуатирования могут оказаться нецелесообразными.
Стоит отметить, что поврежденность класса А и некоторые дефекты класса Б устраняются только на основании технических норм, разработанной экспертной организацией. Ликвидация деформаций класса В и некоторых разрушений класса Б осуществляется в соответствии с технической документацией самого предприятия.
Осуществление технической оценки безопасности трубы
Прежде чем проводится непосредственно диагностики состояния трубы, сотрудники экспертной организации изучают документацию. Владелец объекта обязан предоставить:
- Акт приема в эксплуатирование.
- Сертификаты качества материалов, из которых изготовлена труба.
- Отчет об исполнительных работах по просушке и разогреве трубы перед запуском в эксплуатирование.
- Технический паспорт металлической трубы.
- Заключения предыдущих осмотров.
- Журнал контроля осадки и уклона трубы в процессе возведения и эксплуатирования со схемами исполнительной съемки.
- Документация, связанная с геологическими условиями области, на которой эксплуатируется металлическая труба.
- Предписания, выданные государственными органами.
Ко всем объектам исследования обеспечивается допуск, и оценивается безопасность доступа к сооружениям.
Осуществление процесса диагностики
Главной задачей изучения состояния металлической трубы является поиск деформаций и разрушений конструкции, которые значительно влияют на безопасное эксплуатирование.
При исследовании технической безопасности применяется профессиональное специфическое оборудование, и выполняются мероприятия:
- Анализирование документации, относящейся к объекту.
- Внешнее визуальное диагностирование всех фрагментов трубы.
- Внутреннее визуальное диагностирование ствола.
- Визуальная диагностика межтрубной области.
- Измерение прочности металла.
- Изучение уклона и осадки трубы.
- Изучение изменяющихся параметров грунта основания и природных воздействующих факторов.
- Осуществление измерения температурного и влагосодержащего, газового и аэродинамического режима.
- Изучение несущей способности трубы и его основания, учитывая дефекты и коррозии.
- Формирование экспертами заключения, которое содержит оценку состояния безопасности и рекомендации по осуществлению ремонтно-монтажных мероприятий.
Изучение поверхностей трубы проводится с использованием измеряющей оптики. При этом, особое внимание уделяется:
- Областям резких изменений сечений узлов и сварных соединений.
- Области, в которых образуются деформационные процессы.
- Сегменты, которые подверглись разрушениям во время возведения либо эксплуатирования.
- Сегменты, в которых возникают осевые или крутящие усилия в соединениях (шарниры).
- Местам, где имеются сварочные швы.
В ходе осуществления экспертной оценки состояния металлической трубы ведется фото- и видеорегистрация для фиксирования наиболее опасных деформаций.
Структура отчета о состоянии безопасности металлической трубы:
- Титульный лист с краткой информацией об экспертной организации.
- Содержание отчета.
- Копии лицензий, технические задачи и план диагностирования трубы.
- Вводная часть, в которой отражены:
- Обоснование для осуществления экспертной оценки.
- Цель экспертного обследования.
- Характер экспертизы.
- Период экспертной оценки.
- Информация об использованном для проверки оборудовании.
- Анализирование предоставленных документов. В данной части отчета освещаются пункты:
- Эксплуатационные особенности объекта и его основные параметры.
- Использованные конструктивные решения.
- Использованные строительные материалы.
- Виды эксплуатирования конструкции.
- Отчеты о предыдущих экспертных оценках.
- Результат проведенного технического исследования безопасности содержит:
- Опись найденных деформаций и разрушений всех фрагментов трубы с предоставлением карты.
- Оценивание качества материалов, использованных при строительстве.
- Оценивание осадки основания и уклона ствола.
- Актуальные погрешности нормативов.
- Результаты фиксирования деформаций и разрушений при помощи фото – и видеооборудования.
- Вывод о соответствии нормам и рекомендации. В этой части отчета отражается заключение экспертной группы о возможности дальнейшего эксплуатирования металлической трубы, даются рекомендации по ликвидации деформаций и разрушений.
Таким образом, трудоемкий процесс экспертной оценки безопасности эксплуатирования труб требует тщательного выбора специализированной компании. Мы рекомендуем доверить мероприятия по оценке состояния труб опытным и квалифицированным специалистам.
Почему стоит сотрудничать с нашей компанией?
- Мы соответствуем заявленным требованиям законодательства РФ.
- Мы предоставляем квалифицированные консультации, касающиеся вопросов экспертной оценки предприятий.
- Лояльная ценовая политика.
- Прозрачный и четкий договор о предоставлении услуг.
- Осуществляем работы качественно и быстро.